ABACS – биллинговая система
 Главная   Новости   О системе   Статьи   ABACS Inside   Поддержка   Контактная информация   Карта сайта 

Новости   

Беседа с Разработчиком

Собеседник: На рынке биллинговых систем немало продуктов. Хотелось бы понять, что особенного можете предложить потенциальному покупателю именно вы?

Разработчик: Спектр пользователей биллинговых продуктов широк – от домовой сети до крупных национальных операторов связи. Мы изначально ориентировались на средних региональных операторов. Заметьте – средних по размерам, но не по потребностям. Наш типичный пользователь очень взыскателен к функциональности продукта, к его гибкости, к возможностям адаптации под специфику своих бизнес-процессов. Критичным параметром оказывается стоимость биллинговой системы – как на этапе приобретения и внедрения, так и в процессе эксплуатации.

Потому проблема выбора АСР оказывается вдвойне непростой. Обычно анализ продуктов, доступных по цене, показывает, что функциональность, удовлетворяющую такого оператора, имеют лишь единицы биллинговых систем. Мы считаем, в своей весовой категории АСР «ABACS» по комплексу характеристик находится в числе лучших.

Для такого утверждения нужны серьезные основания...

В числе главных отличий нашего продукта – полная функциональность биллинга и открытая архитектура системы.

Что такое полная функциональность?  Мы продолжаем работу там, где многие производители автоматизированных систем расчетов считают свою задачу уже выполненной.

Наглядным примером послужит вопрос интеграции с бухгалтерией, обычно подразумевается организация связки с 1С. Нам есть что предложить – кроме стандартных функций экспорта, имеются очень гибкие средства интеграции, реализуемые на нашем встроенном языке программирования.

Но, предлагая средства организации полной связки 1С и АСР «ABACS», мы советуем рассмотреть альтернативный механизм взаимодействия с 1С.

Посудите сами, большинство контрагентов предприятия связи являются только покупателями услуг связи, других хозяйственных взаимоотношений с ними нет. Мы предлагаем не тащить этих контрагентов в бухгалтерскую систему, а делать большую часть работы на нашей стороне. Да, универсальность 1С, гибкость и привычность ее инструментов – располагают к использованию этой системы в цикле обслуживании абонентов. Но если взвесить все «за» и «против», может оказаться, что в нашем варианте можно получить очень серьезную экономию в трудоемкости учета.

Как это выглядит?

Весь цикл взаимодействия с абонентами ведется в рамках АСР «ABACS». У нас есть все необходимое для этого, и даже больше того – работать в АСР «ABACS» удобно.

Перечислим основные блоки абонентского учета:

  • Договорная работа;
  • Оперативный и периодический расчеты начислений за оказанные услуги;
  • Формирование и печать платежных документов, ведение журналов платежных документов;
  • Работа с платежами;
  • Налоговый учет (журналы счетов-фактур, формирование книги продаж, работа с авансовыми платежами);
  • Работа с включениями и отключениями устройств/услуг абонентов, приостановкой их действия.
  • Ведение истории взаимоотношений с абонентами;
  • Аналитика начислений по оказанным услугам, аналитика платежей;
  • Стандартные и произвольные документы, отчеты.

Перечисленные блоки у нас не просто реализованы – это полноценные реализации, впитавшие в себя многолетний опыт развития. Не забудьте – функционал не зафиксирован жестко, всегда "держим в уме" возможность модификации существующих модулей, написанных на встроенном языке, и расширение функциональности новыми модулями.

Так вот, ведя цикл обслуживания абонентов в АСР «ABACS», мы минимизируем необходимость взаимодействия с 1С. Ведь для бухучета интересны общие суммы, агрегированные данные, которые мы формируем и отдаем.

Наверное, не все так просто и гладко...

Есть, конечно, существенные детали, мимо которых нельзя пройти. Например, обеспечение единой нумерации счетов-фактур предприятия – в этом случае предпочтительны организационные решения. Другой вопрос – формирование единой книги продаж предприятия. Для этой задачи лучше всего производить слияние книги продаж 1С и книги продаж АСР «ABACS» на заключительном этапе формирования. Такое слияние можно реализовать отдельной операцией в 1С, либо производить слияние вне 1С – это уже непринципиально.

Подытожим – по взаимодействию с бухгалтерией мы предлагаем на выбор разные варианты. Какой из них "правильный" – каждый пользователь определяет для себя сам, основываясь на опыте, исходя из своих сил и потребностей.

Коли мы так часто поминаем 1С – к хорошему быстро привыкаешь, типовые конфигурации этого продукта представляют собой достаточно полные решения с качественной поддержкой. Вы можете предложить что-то подобное?!

В классе "средних" по тяжести биллинговых систем наши решения находятся в числе наиболее полных. Оперативность и качество поддержки вполне адекватны потребностям наших пользователей. Что касается гибкости – мы, без сомнения, на высоте. Из главных средств обеспечения гибкости можно упомянуть встроенный язык программирования и HTML-шаблоны документов. Эти инструменты не просто декларируются, они активно используются даже в базовой конфигурации продукта.

Что касается всевозможных печатных форм и электронных документов – шаблоны для них легко создаются и редактируются в HTML-редакторе (можно использовать Microsoft Word), а формирование данных для форм и заполнение шаблонов производится модулями, написанными на встроенном языке. Налицо очень большая свобода и простота поддержки.

Во многих других аспектах гибкость биллинга обеспечивается не только настройками, но и широким использованием встроенного языка. Например, в расчетных модулях, формировании произвольных отчетов, обработке платежных документов – продолжаем список далее и далее.

Почему мы так часто говорим о встроенном языке программирования? Он оказался удобным и незаменимым инструментом открытой биллинговой системы. Вполне логично использовать его для реализации вещей нестандартных, специфичных для конкретного пользователя, либо, наоборот – для стандартного круга задач, когда требуется обеспечить широко варьируемую функциональность. Опыт развития системы в последние годы показал четкую тенденцию: круг приложений, в которых задействован встроенный язык программирования, постоянно расширяется.

Что вы имеете в виду, когда говорите об открытой биллинговой системе?

Открытость АСР «ABACS» – это архитектура продукта, позволяющая модифицировать и расширять функциональность АСР без обращения к разработчикам. Одно из важнейших, но не единственное слагаемое открытой системы – встроенный язык программирования.

В общих чертах архитектура системы такова: монолитное ядро системы (написано на Си), вокруг ядра живут многочисленные модули, написанные на встроенном языке программирования.

Все модули системы, написанные на встроенном языке, поставляются вместе с исходными текстами. Если потребуется внести в них изменения (алгоритмы расчетов, формирование выходных документов и отчетов, многие другие вещи) – пользователь вовсе не обязательно обращаться к разработчику.

Поддерживать и развивать свою инсталляцию АСР «ABACS» в максимальном соответствии со своими потребностями возможно различными способами. Первый вариант – иметь собственных специалистов поддержки, но разработку модулей на встроенном языке заказывать у нас. Расценки на разработку, кстати, вполне умеренные. Второй вариант – обучить программированию в среде «ABACS» собственных специалистов.

Если в распоряжении пользователя биллинговой системы нет достаточно квалифицированных специалистов, первый вариант может оказаться выгоднее. Второй вариант требует большей квалификации, но взамен можно получить большую свободу развития и сэкономить на стоимости поддержки.

Вообще мы заинтересованы в кадровой стабильности наших пользователей, но в экстраординарных обстоятельствах готовы "подхватить" – осуществлять техническую удаленную техническую поддержку с использованием терминального доступа.

Как я понял, речь не идет о полной открытости?

Если вы спрашиваете про раскрытие исходных текстов биллинговой системы – нет, исходные тексты ядра свободно не распространяются. Дело здесь не только в отношении к интеллектуальной собственности – управление проектом такого размера вряд ли по силам для нашего типичного клиента. Кроме того, возможно нарушение условий сертификации продукта. Замечу, мы предлагаем решение проблем оператора связи, а не головную боль под видом полной свободы, потому всегда стараемся сужать поле возможных ошибок для пользователей нашей системы. Один из примеров – во встроенном языке программирования настойчиво рекомендуется работать с данными посредством объектов, избегая прямого доступа к таблицам.

Мы ищем биллинговую систему. Сможете убедить в том, что ваша система лучше других соответствует потребностям нашего предприятия?

Для того чтобы дать конкретные ответы, нужно учесть сложившиеся технологические процессы предприятия, его масштабы и специфику, перечень оказываемых услуг. Сформулируйте ваши задачи, требования к биллинговой системе – и обращайтесь к нам. В ходе обсуждения можно получить достаточно полное представление о возможностях нашей биллинговой системы. Решения АСР «ABACS» мы "вживую" показываем в терминальном доступе и ежегодно – на выставке "Связьэкспокомм". Если в целом система покрывает потребности предприятия, можно пойти дальше и обсудить необходимые расширения, учет вашей специфики.

В дополнение полезно учесть общие подходы, реализованные в АСР «ABACS».

Для биллинговой системы как инструмента бизнеса связи важно, чтобы возможности системы шли в ногу с потребностями оператора. Не менее важно, чтобы стоимость владения этим инструментом (TCO) была приемлема.

Что касается полноты функциональности – мы много работаем над развитием своего продукта, но, в конечном счете, пусть судят об этом наши действующие и будущие пользователи. А что касается перспектив развития – архитектурные решения АСР «ABACS» позволяют нам уверенно смотреть в будущее.

В ядре системы реализована универсальная функциональность, в той или иной степени востребованная всеми нашими клиентами. Не ведется отдельных проектов ядра для каждого пользователя АСР «ABACS», это упрощает поддержку и развитие системы.

Кроме ядра, есть кирпичики, из которых складывается варьируемая функциональность. Этими кирпичиками служат модули, написанные  на встроенном языке. Есть и другие кирпичики: шаблоны и прототипы документов, конструкторы диалогов.

Такое построение системы удобно и нам, разработчикам, и нашим пользователям. Ведь изменить существующие кирпичики-модули можно, не внося изменения в ядро системы. А значит, система становится более мобильной, значительно снижается трудоемкость поддержки и развития системы.

Вы упоминали о средних по размеру предприятиях. А как насчет небольших операторов? Они вам интересны?

Да. Небольшим предприятиям мы предлагаем цену в два-три раза ниже базовой, причем функционал системы не ограничивается, в поставляемую копию закладываются лишь количественные ограничения по количеству абонентов либо по монтированной емкости. Другое дело, конечно, что для покупателей неограниченных версий мы добиваемся лучшей "подгонки" системы, производим определенные доработки, которые входят в стоимость договора. Для ограниченных версий углубленная адаптация системы, если таковая требуется, производится по отдельному соглашению.

С какими объемами абонентской базы и баз данных соединений вы готовы работать?

Мы сертифицировались в 2002 году, поставив сами себе планку в 200 тысяч абонентов. Но в процессе сертификационных испытаний использовалось среднее, если не сказать бюджетное оборудование, даже по тем временам. То есть принципиальных  технических препятствий к увеличению планки не существует.

Если говорить о типичных показателях действующих пользователей: до 35 тыс. абонентов, до 30 миллионов соединений проводной телефонии в месяц. Такие объемы удается достаточно комфортно обсчитывать на серверах начального уровня.

Приемы оптимизации быстродействия в АСР «ABACS» используются очень широко – начиная с загрузки соединений и заканчивая формированием выходных документов и отчетов. Начать с того, что хотя мы не употребляем термин "предбиллинг", фактически предбиллинг производится на этапе загрузки, в дальнейшем немало ухищрений используется для ускорения расчета.

Что интересно – после нескольких лет развития системы все еще удается находить резервы повышения быстродействия. Потому есть уверенность, что мы способны эффективно работать с объемами, в разы превышающими сегодняшние, и совершенно уверены, что наши действующие клиенты без особых сложностей справятся с ростом трафика и количества абонентов.

Опубликовано: 11.03.2005